Публикации
19 января 2019

Трагедия и страсть его жизни

Среди известных людей, чья жизнь связана с городом Ораниенбаум (ныне город Ломоносов), великий русский художник Орест Адамович Кипренский занимает особое место. В его судьбе немало белых пятен, но достоверно то, что родился он в предместье Ораниенбаума — дачном посёлке Мартышкино. В память об этом имя Кипренского носит одна из улиц Мартышкино.
Русский художник Орест Адамович Кипренский был внебрачным сыном помещика, который, пряча концы в воду, приказал усыновить мальчика своему крепостному Адаму Швальбе. Исследователи до сих пор распутывают тугой узел из правды и вымысла, романтических историй и клеветы, различных толкований творческого метода художника, который сплёлся вокруг его личности. Мать художника Анна Гаврилова — крепостная небогатого помещика из Ораниенбаума Дьяконова — была выдана замуж за его дворового человека Адама Швальбе через год после рождения у неё сына. Долгое время историки считали, что мальчик родился в 1783 году, но это оказалось датой усыновления. Имя Ореста — персонажа «Илиады», олицетворяющее сыновнюю верность отцу и мужскую дружбу, — дал ребёнку Дьяконов, не чуждый модным в ту пору веяниям классицизма. Этими же причинами объясняется и вымышленная фамилия Кипренский — от имени греческой богини любви Киприды (Афродита). Есть и более прозаическая версия происхождения фамилии — по названию древней русской крепости и местности в Ораниенбаумскoм уезде (Ломоносовский район) Копорье, славившейся в давние времена производством чая из травы кипрей.
Надо отдать должное помещику, которого исследователи считают отцом художника, — он и позаботился о будущем Ореста. Мальчику дали вольную и отдали шестилетнего Ореста, рано проявившего свои способности, в воспитательное училище при академии художеств. Но это был, так сказать, первоначальный толчок. Всем дальнейшим Кипренский обязан своему дарованию. Обучение в воспитательном училище, затем и в академии художеств, которую он окончил в 1803 году по классу исторической живописи, заняло пятнадцать лет. Юный Кипренский был учеником известного русского живописца и портретиста Г.И.Угрюмова. Это предопределило творческую судьбу художника.
Одна из первых работ юного Ореста Кипренского — портрет приёмного отца Адама Швальбе — имела большой успех: студенческая работа казалась всем произведением европейского мастера XVII века. Выпускнику Кипренскому совет академии художеств за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле» присудил большую золотую медаль, которая давала право на поездку за границу. Но в Европе в то время шли наполеоновские войны, и Кипренский был откомандирован на три года в Москву. Там он создал несколько полотен, за которые его в 29 лет избрали академиком. Одно из них — парадный портрет гусара Евграфа Владимировича Давыдова, который многие сегодня принимают за портрет двоюродного брата поэта и будущего героя Отечественной войны Дениса Давыдова. Затем Кипренский написал великолепный портрет поэта Василия Жуковского и ряд других портретов современников. Талантливые работы принесли ему заслуженную славу. В 1816 году Кипренский, уже сложившийся мастер, впервые поехал за границу. В Италии художник прожил несколько лет, работая в основном над историческими картинами. Приняты они были с восторгом.
Но одна работа стоит особняком, до сих пор волнуя умы искусствоведов и романистов. Это портрет семилетней девочки, написанный Кипренским в 1819 году в Риме. В реестре своих картин Кипренский назвал его «Девочка прекрасного лица в венке маковом с цветочком в руке». Три года он никому этот портрет не показывал. Лишь в 1822 году выставил его в парижском салоне под названием «Голова ребёнка».
Позднее, в 1830 году, картина под названием «Девочка с цветком в маковом венке» экспонировалась на выставке в Неаполе. Она была принята местными знатоками за картину старого европейского мастера, и Кипренский, согласно их мнению, написать её не мог, о чём художник со смехом писал Бенкендорфу: «Мне в глаза говорили г.г. профессора якобы в нынешнем веке никто в Европе так не пишет, а особенно в России может ли кто произвесть оное чудо?». Так что же  это за  чудо, что  за  девочка? Тогда её звали Мариучча, позже Анна-Мария Фалькуччи. Она родилась в 1812 году и была дочерью итальянской красавицы-натурщицы, которая не только позировала Кипренскому, но и жила в его доме и была близка с ним.
В 1822 году произошло событие загадочное и трагическое, наложившее чёрную тень на всю дальнейшую жизнь Кипренского.
Это были две загадочные смерти. Вот что пишет об этом Константин Паустовский в повести «Орест Кипренский»: «Однажды утром натурщицу нашли мёртвой. Она умерла от ожогов. На ней лежал холст, облитый скипидаром и подожжённый. Через несколько дней в городской больнице Санта-Спирито умер от неизвестной болезни слуга Кипренского — молодой и дерзкий итальянец. Глухие слухи поползли по Риму. Кипренский утверждал, что натурщица убита слугой. Медлительная римская полиция начала расследование уже после смерти слуги и, конечно, ничего не установила. Римские обыватели, а за ними и кое-кто из художников открыто говорили, что убил натурщицу не слуга, а Кипренский. Рим отвернулся от художника. Когда он выходил на улицу, мальчишки швыряли в него камнями из-за оград и свистели, а соседи — ремесленники и торговцы грозили убить. Кипренский не выдержал травли и бежал из Рима в Париж».
Но и Париж его не принял: слух о таинственных смертях дошёл и сюда. Двери всех домов захлопнулись перед художником. Выставка картин, устроенная им в Париже, была встречена равнодушно. Газеты о ней промолчали. Кипренский был выброшен из общества. В Италию возврата тоже не было. Он затаил обиду. Осталось только одно место на земле, куда он мог уехать, чтобы забыть страшные дни и снова взяться за кисть. Это была покинутая родина, видевшая его расцвет и славу.
Уезжая в Россию, Кипренский письменно обратился к итальянскому кардиналу Гонзальви с просьбой определить Мариуччу в монастырский пансион. И оставил деньги на воспитание сиротки.
В 1823 году Кипренский вернулся в Петербург. На родине художник нашёл искомое вдохновение, написал множество прекрасных портретов, в том числе портрет Пушкина, признанный лучшим портретом гениального поэта. Эта работа тогда понравился и самому Александру Сергеевичу. 
Несмотря на многочисленные заказы, деньги и славу, Кипренский всё время стремился уехать из России. И в 1828 году он покинул родину — теперь уже навсегда. Покинул потому, что в далёком Риме, в монастырском пансионе воспитывалась юная шестнадцатилетняя девушка, к которой художник все эти годы испытывал нежную привязанность, граничащую со страстью. Он рвался из России с тем, чтобы разыскать свою любовь. И разыскал. Но при этом утратил себя как художник. Его прежний успех в Италии был забыт, к тому же в Риме уже несколько лет блистал Карл Брюллов, оттеснивший всех соперников. Кипренский почти не получал заказов и начал испытывать нужду. Он объездил всю Италию, много работал, написал несколько хороших портретов, но не приблизился в них к прежним достижениям. Силы его как художника иссякали.
В начале 1836 года он всё же осуществил своё заветное, страстное желание — женился на Мариучче. Для этого православному Кипренскому пришлось принять католичество и обвенчаться без огласки. Обрёл ли он счастье? Современники говорили, что бедная девушка не любила его, хотя была благодарна за заботу о ней. А немолодой уже, 54‑летний, Кипренский, чтобы обеспечить молодую супругу, брался за любую работу и брал, брал в долг, где только мог. Современники вспоминали, что он при этом постоянно ссорился с женой, постоянно и много пил. Его жизнь с Мариучче продлилась чуть больше трёх месяцев. Кипренский жестоко простудился, заболел воспалением лёгких и скончался на руках молоденькой жены. Спустя несколько месяцев на свет появилась его дочь Клотильда Кипренская, но след её, равно как и след её матери, безнадёжно затерялся в истории.
Кипренского похоронили в Риме. Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора и советника Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства живущие в Риме русские художники, архитекторы и скульпторы, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу». А в Третьяковской галере в Москве висит портрет, на котором милая девочка со сломанной гвоздикой облокотилась на высокий стол и заинтересованно обернулась к художнику.

 

Подготовила Г. Ярославцева.

Газета "Балтийский луч" № 1 от 4 января 2019 года.


 

Для размещения сообщений, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
Вернуться к списку публикаций
«Январь 2019»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

Погода

Яндекс.Погода

Объявления

ПРОДАЮ Новый дом из северного бревна, без отделки, площадью 102 кв. м. Земля - 4,3 сотки в садоводстве 300 м. от ж/д станции Пушкин. Цена 4950000 руб.

Тел. 8-921-751-39-22, Андрей Анатольевич.

Все объявления
Госуслуги Ленинградской области
Администрация Ленинградской областиГосуслуги Ленинградской области

Забыли пароль
Зарегистрироваться

Вверх