Публикации
17 августа 2018

Золотыми буквами на мраморе высекли их имена

Александр Бойчевский родился 25 августа 1910 года в Севастополе, в семье портового рабочего. Здесь впервые познакомился с морской авиацией: во время первой мировой войны аэропланы, как сказочные птицы, кружили над городом. Морские лётчики взлетали с гидроаэродрома в Килен-бухте на воздушную разведку и прикрытие эскадры русских кораблей. Многие из этих лётчиков окончили офицерскую школу морской авиации, которая была основана в 1915 году в Петрограде на Гутуевском острове и которая в августе 1917 года перебазировалась в Ораниенбаум (ныне город Ломоносов) и находилась здесь до апреля 1918 года.
Маленький Александр решил стать морским лётчиком. Но путь к исполнению мечты занял долгие двадцать лет. Детство Бойчевского было нелёгким, пришлось работать и одновременно учиться в школе, которую он окончил в 1931 году. В том же году добровольно поступил в ряды красной армии и был направлен в 37-й авиационный отряд, дислоцировавшийся в Киеве. Первую воинскую специальность Бойчевский получил в 1932 году в школе младших авиамотористов, находившейся в аэропорту города Запорожье.
Александр Бойчевский был человеком дисциплинированным, отлично справлялся с воинскими обязанностями. Военная служба представлялась ему лучшим выбором, и он решил остаться на сверхсрочную. Но парня, родившегося в Севастополе, тянуло к Чёрному морю. Александр был переведён во флот и прошёл переподготовку на курсах старшин моторных групп, которые окончил в 1934 году. До апреля 1935 года он служил в Севастополе старшиной моторной группы бригады торпедных катеров черноморского флота.
В 1936 году Александр поступил в военную авиационную школу сухопутных и морских лётчиков и лётчиков-наблюдателей в Ейске. Тогда это было единственное учебное заведение, где готовили лётный состав морской авиации. Это была та самая офицерская школа морской авиации, которая родилась на берегах Балтики. Во время гражданской войны она, сменив название не один раз, из Ораниенбаума была переведена в Нижний Новгород, затем в Самару и Севастополь, а с 1931 года находилась в Ейске.
К 26-ти годам Александр прошёл медицинскую и мандатную комиссии, сдал вступительные экзамены и был направлен в учебное отделение лётчиков-наблюдателей ейской авиационной школы имени Сталина. К концу обучения Александр освоил летающую лодку МБР-2 (морской ближний разведчик).
В январе 1938 года был сформирован народный комиссариат военно-морского флота. Авиационная школа в Ейске была преобразована в военно-морское авиационное училище имени Сталина, целиком сосредоточенное на подготовке морских авиаторов. По приказу наркома ВМФ в 1938 году состоялся очередной выпуск. В соответствии с этим приказом Бойчевский окончил училище по курсу лётчика-наблюдателя с присвоением персонального воинского звания младший лейтенант и остался служить в училище инструктором-летнабом по курсу воздушно-стрелковой подготовки. В 1939 году инструктору-летнабу Бойчевскому присвоили звание лейтенанта вне очереди. Служба инструктора – занятие ответственное. Но молодым офицерам хотелось попасть в боевые части авиации флота.
1 сентября 1939 года, с нападения Германии на Польшу, началась вторая мировая война, в которую постепенно оказались втянутыми все страны Европы. Советский союз был вынужден реагировать на новые угрозы с запада, результатом чего стала советско-финляндская война (1939-1940 годов). Скоро границы страны в Прибалтике отодвинулись далеко на запад, в связи с чем произошли серьёзные изменения в дислокации сил балтийского флота. На укомплектование новых авиационных полков и эскадрилий требовался хорошо подготовленный лётный состав. 30 ноября 1940 года Александр Бойчевский был направлен в распоряжение командующего Балтийским флотом. Вскоре его назначили младшим лётчиком-наблюдателем в экипаж скоростного бомбардировщика 57-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, он был сформирован к лету 1938 года и успел принять участие в советско-финляндской войне, по итогам которой пять авиаторов полка были удостоены звания героев советского союза.
В 1941 году полк базировался на крупном аэродроме Котлы на западе Ленинградской области, в сорока километрах от пограничного эстонского города Нарва. Когда позволяли переменчивая балтийская погода и состояние аэродрома, личный состав полка занимался лётной и боевой подготовкой. Бойчевский показал себя умелым специалистом и в апреле-мае трижды получал благодарности от командира эскадрильи. Командиром экипажа, в котором служил Бойчевский, являлся старший пилот лейтенант Владимир Мищенко, 1918 года рождения. Разница в возрасте в восемь лет – это целое лётное поколение. Так что обстоятельный и рассудительный Бойчевский своему юному командиру Мищенко был и помощником и в чём-то наставником.
22 июня началась Великая Отечественная война. К этому времени в составе полка имелось 42 самолёта СБ и ДБ-3 и 44 боеготовых экипажа. Полк входил в состав восьмой бомбардировочной авиабригады вместе с первым минно-торпедным полком ВВС КБФ. 25 июня 1941 года экипажи выполняли своё первое боевое задание: наносили удары по целям на территории Финляндии. В первые дни войны экипаж Мищенко – Бойчевского четыре раза вылетал на бомбардировку порта Або (Турку), а затем ещё дважды – на воздушную разведку северного побережья Финского залива. 
В направлении на Прибалтику немецкие войска группы армии «Север» всего за неделю боёв смогли продвинуться от границы до реки Западная Двина (Даугава). На помощь изрядно поредевшим военно-воздушным силам северо-западного фронта отправились бомбардировщики восьмой авиабригады, чтобы задержать немцев на переправах у городов Двинска (Даугавпилс) и Екабпилса. 30 июня экипажи самолётов трёх бомбардировочных полков наносили бомбовые удары по танкам и мотопехоте противника в районе Двинска, неся большие потери. К исходу дня только 57-й полк потерял восемнадцать самолётов – более половины – и двадцать человек лётного состава. Но экипаж Мищенко – Бойчевского 30 июня успешно выполнил свой седьмой боевой вылет и вернулся на аэродром Котлы. За шесть дней напряжённой боевой работы экипаж провёл в воздухе около 23 часов.
Для восполнения потерь в полк начали поступать одноместные бронированные штурмовики Ил-2 и новейшие бомбардировщики Пе-2. Мищенко и Бойчевский в короткий срок освоили бомбардировщик Пе-2 и до 13 августа успели совершить ещё тридцать боевых вылетов с налётом 62 часа. Преимущественно они выполняли задачи воздушной разведки и аэрофотосъёмки военно-морских баз Риги, Либавы и Виндавы, захваченных противником, и одновременно наносили бомбовые удары по портовым сооружениям и кораблям. Самолёты были вооружены фугасными авиабомбами разных калибров и осколочными бомбами. В порту Виндава (Вентспилс) метким ударом Бойчевскому удалось отправить на дно вражеский транспорт водоизмещением восемь тысяч тонн. В одном из боевых вылетов экипаж уничтожил зенитную батарею противника.

Войска красной армии не могли сдержать наступление врага на Ленинград. 8-13 августа был прорван лужский оборонительный рубеж, и бои шли в нескольких километрах от аэродрома Котлы. Группа бомбардировщиков 57-го полка, вылетавшая 13 августа на боевое задание по линии фронта, столкнулась в воздухе с истребителями противника. Экипаж лейтенанта Мищенко на Пе-2 вступил в воздушную дуэль с «Мессершмиттом», самолёт был подбит немцами и загорелся. Штурман Бойчевский получил ранение шеи и кисти правой руки, но не перестал вести огонь. Ему удалось поджечь вражеский истребитель, и тот с пикированием ретировался с поля боя. Советский экипаж посадил самолёт Пе-2 на воду, он затонул, но людей успели спасти.

20 августа лейтенанта Мищенко назначили командиром, а лейтенанта Бойчевского штурманом звена эскадрильи. С этого времени экипаж в основном выполнял воздушную разведку районов северного и южного побережий Финского залива. Разведывательные данные и аэрофотосъёмки, сделанные Бойчевским, отличались точностью и аккуратностью, что отражено в его послужных документах. Результаты разведки доносились как в штаб авиабригады, так и в штаб Балтфлота.
К концу сентября противнику удалось выйти к Финскому заливу по линии Урицк – Новый Петергоф и на берег Ладожского озера в районе Шлиссельбурга. Вокруг Ленинграда сомкнулось плотное кольцо блокады. Лётчики авиации Балтийского флота сражались отчаянно, но силы были неравны.
16 октября 1941 года немецкие войска переправились через реку Волхов и начали наступление в направлении Кириши – Тихвин с целью расширить занятый плацдарм и выйти на соединение с финскими войсками по реке Свирь. В этот день экипаж самолёта Пе-2 в составе командира звена лейтенанта Мищенко, штурмана звена лейтенанта Бойчевского, стрелка-радиста Павельева находился на аэродроме Шугозеро в 46 километрах от Тихвина. Получив боевое задание, экипаж приступил к взлёту, но при наборе высоты задымил левый двигатель. Молодой лётчик по ошибке выключил правый двигатель, после чего «обрезало» и левый. Лейтенанту Мищенко удалось осуществить вынужденную посадку с двумя остановившимися двигателями, сам он при этом погиб. Штурман Бойчевский и стрелок-радист Павельев получили ранения, лейтенант Бойчевский был направлен в госпиталь, где находился до конца месяца.
С 20 августа он успел совершить десять успешных боевых вылетов с налётом 16 часов 35 минут. Командир полка представил лейтенанта Бойчевского к ордену красного знамени. Зимой 1942 года он успел совершить ещё восемь боевых вылетов на Волховском фронте и получил третье ранение. 
9 июня 1942 года Бойчевского перевели на должность преподавателя бомбардировочного цикла в военно-морское авиационное училище в Куйбышевской области. Здесь Бойчевский освоил самолёт ИЛ-2, готовил на нём курсантов и исполнял обязанности штурмана второй эскадрильи формируемого штурмового полка.
18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, и войска волховского и ленинградского фронтов сомкнулись, заняв узкий коридор на берегу Ладожского озера в районе Шлиссельбурга. Чтобы не допустить прорыва врага, летом 1943 года советские войска вели тяжёлые бои в районе деревни Синявино. В этих боях и участвовал переформированный 35-й штурмовой полк.
В августе 1943 года 35-й полк был переброшен на Ораниенбаумский плацдарм, введён в состав девятой штурмовой авиадивизии и базировался на недавно построенном оперативном аэродроме Гора-Валдай (на территории нынешнего Ломоносовского района).
Грунтовая взлётная полоса сухопутного горавалдайского аэродрома располагалась на лесной просеке к югу от одноимённого старого гидроаэродрома, останки которого до сих пор находятся на берегу Гора-Валдайского озера. Эта полоса была вытянута с северо-запада на юго-восток и одним торцом «упиралась» в полотно железной дороги, ведущей в город Сосновый Бор. Аэродром был хорошо замаскирован, так что немецкая разведка не знала о его существовании. Как вспоминал герой советского союза Батиевский, служивший в том же полку, все самолёты одиночно рассредоточивались на стоянках среди деревьев. А на полосу в нелётное время выкатывались кадушки с вкопанными сосенками и елями, так что сверху нельзя было различить ничего, кроме густого леса.

Здесь же, на Ораниенбаумском плацдарме, находилось управление девятой штурмовой авиадивизии, а также входившие в неё седьмой гвардейский пикировочно-штурмовой, четырнадцатый гвардейский и двенадцатый истребительные авиационные полки.
С аэродрома Гора-Валдай в Ломоносовском районе 35-й штурмовой полк совершал боевые вылеты на самолётах Ил-2 на бомбоштурмовые удары по железнодорожным и шоссейным дорогам, артиллерийским батареям и скоплениям войск противника. Всего с начала 1943 года до 15 октября Бойчевский совершил 42 боевых вылета с общим налётом 33 часа 30 минут, из них 11 полётов ночью.
В августе 1943 года Бойчевский получил четвёртое ранение, которое наряду с недолеченными ранами давало о себе знать во время боевой работы, он стал сильно уставать. Поздней осенью 1943 года Агеенко и Бойчевский неоднократно вылетали ведущими группы штурмовиков для нанесения ударов по кораблям противника на морских коммуникациях. С 27 октября по 10 ноября в составе экипажа они потопили сторожевой корабль и ещё два подожгли, а также отправили на дно сторожевой катер, тральщик и транспортное судно в Финском заливе. Бойчевский был награждён вторым орденом красного знамени. А его командир Агеенко удостоен полководческого ордена Александра Невского. В том же году балтийским авиаторам были вручены медали «За оборону Ленинграда».
В рамках ленинградско-новгородской стратегической наступательной операции, целью которой стало полное освобождение Ленинграда от блокады, 14 января 1944 года с Ораниенбаумского плацдарма началась операция «Нева-2». Началась она наступлением второй ударной армии при поддержке сил Балтийского флота в направлении на Красное Село и посёлок Ропша. В этот день стояла хмурая погода, были сложные метеоусловия для полётов. Экипажи вылетали парами штурмовиков Ил-2 с аэродрома Борки (возле посёлка Лебяжье Ломоносовского района), который находился на пятнадцать километров ближе к линии фронта. Самолёты были загружены осколочными и фугасными бомбами и наносили бомбоштурмовые удары по огневым средствам и инженерно-фортификационным сооружениям, по живой силе и технике врага на переднем крае обороны перед фронтом второй ударной армии, а также по шоссейным дорогам в глубине обороны противника. Наступление успешно развивалось в последующие дни и к 20 января красносельско-ропшинская группировка противника была разгромлена. Командование соединений сухопутных войск отмечало «исключительно хорошую работу» штурмовиков по заданным целям. За проявленные мужество и героизм девятой штурмовой авиадивизии было присвоено наименование «Ропшинская». Но победа досталась дорогой ценой: с 14 по 23 января дивизия лишилась двадцать самолётов, из них восемнадцать – Ил-2 ещё хуже дело обстояло с лётным составом – на два полка, имелись пятьдесят самолётов и только тридцать семь лётчиков.
27 января в Ленинграде был произведён салют – двадцать четыре залпа из трёхсот двадцати четырёх артиллерийских орудий – в ознаменование освобождения города от блокады. Вспышки его были видны из Кронштадта и Ораниенбаума. К исходу 30 января была освобождена большая часть Ленинградской области. Наши части заняли аэродром Котлы, село Копорье и ряд других знаковых для морской авиации мест. Но впереди был хорошо укреплённый противником Нарвский рубеж, с которого удастся выбить врага только в августе-сентябре 1944 года.
На 1 февраля 35-му полку Ропшинской дивизии была поставлена задача в светлое время суток группами по четыре-шесть самолётов Ил-2 наносить бомбоштурмовые удары по сухопутным коммуникациям противника в районе Нарвы. В 9 часов 25 минут с аэродрома в Гора-Валдаена выполнение боевого задания поднялась первая группа штурмовиков, за ней ещё десять. Бомбоштурмовые удары наносились по шоссейным дорогам Нарва-Йыэсуу, Комаровка-Нарва, по шоссейному мосту через реку Нарва, уничтожались живая сила и техника, подавлялись огневые точки противника. Последним в 16 часов 45 минут вылетела четвёрка командира полка майора Акаева на штурмовку шоссейного моста через Нарву. При атаке цели штурмовики были встречены плотным зенитным огнём. Ведущий Ил-2 с бортовым номером 40 и экипажем в составе капитана Агеенко и капитана Бойчевского был подбит. Горящий штурмовик упал в пятистах метрах к югу от станции Солдино-Ям на территории, оккупированной немецкими войсками. Экипаж погиб. Самолёт сгорел.
1 февраля 1944 года в боях погибли лётчик капитан Александр Агеенко и штурман капитан Александр Бойчевский. 8 марта 1944 года извещение об их последнем подвиге, наградные книжки и документы были направлены семьям.
У Гора-Валдайского озера, в шестидесяти километрах к западу от Санкт-Петербурга, за деревней Шепелево справа от дороги стоит мемориал «Балтийцам». Он находится на территории Лебяженского городского поселения в Ломоносовском районе Ленинградской области. Ежегодно по традиции на бывшем фронтовом аэродроме Борки близ Лебяжья проводятся мероприятия, посвящённые дню победы. Здесь собираются местные жители, бойцы местного гарнизона, школьники и молодёжь посёлка Лебяжье, съезжаются ветераны морской авиации и военной службы.
Ещё в 1978 году фамилия Александра Бойчевского была высечена с ошибкой – Байчевский А.Г. В 2012 году, когда прошёл капитальный ремонт памятника с заменой именных плит, она была ещё раз искажена – Бачевский. Думается, эта ошибка должна быть, наконец, исправлена.

 

 

Авторы книги «В небе Ораниенбаума» Галина Вабищевич, Владимир Журавлёв.

Газета "Балтийский луч".

Для размещения сообщений, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
Вернуться к списку публикаций

Забыли пароль
Зарегистрироваться

Вверх