Публикации
21 июля 2018

Аэродромы и мемориалы Ораниенбаумского плацдарма

Окончание.

Во время подготовки к окончательному снятию блокады Ленинграда осенью 1943 года к югу от Горавалдайского озера на месте лесной просеки была построена сухопутная взлётно-посадочная полоса. Она позволяла принимать штурмовики Ил‑2 и даже тяжёлые самолёты пикировщики Пе‑2. Причём новый аэродром строился настолько скрытно, что противнику так и не удалось его обнаружить. С сентября 1943 года и до мая 1944 года сухопутный Гора-Валдай стал местом базирования 35‑го шутрмового авиаполка (ШАП) 9‑й штурмовой авиабригады (ШАД). Ветеран полка герой советского союза А.М.Батиевский рассказывал, что после посадки штурмового самолёта Ил‑2 и заруливания его на стоянку, на полосу вывозили в салазках ёлки, и весь аэродром сверху выглядел как обычный лес. Появление «штурмовиков» на Ораниенбаумском плацдарме для врага оказалось настоящим «сюрпризом».

А после успешных наступательных операций весны 1944 года на аэродромах в Борках и Гора-Валдай сконцентрировался ударный «кулак», пробивший хорошо укреплённый «Нарвский рубеж» противника. Отсюда в августе-сентябре началось уже неудержимое наступление в Прибалтику.
Авиачасти гидро- и сухопутного аэродромов Гора-Валдай: период базирования
Управление ВВС Балтийского флота: июнь – авг. 1944 г. Управление 9‑й штурмовой авиадивизии: сент. 1943 г. – янв. 1944 гг. Управление 19‑й минно-торпедной авиадивизии: ноябрь 1946 – июнь 1948 гг. 11‑й истребительный полк (ИАП): февр. – март 1942 г. 12‑й ИАП: окт. 1943 – февр. 1944 г. 13‑й ИАП: (2‑й) март – май 1944 г. 15‑й отдельный дальне-разведывательный авиаполк (ОДРАП): 1941 – сент. 1944 гг. 21‑й ИАП: февр. – июль 1944 г. 35‑й штурмовой авиаполк (ШАП): сент. 1943 – май 1944 г. 1‑я смешанная авиаэс-кадрилья: июль – сент. 1944 г. 3‑я отдельная буксировочная авиаэскадрилья: окт. – нояб. 1944 г. 12‑я отдельная истребительная авиаэскадрилья: сен. – окт. 1943 г. 19‑я отдельная морская разведывательная эскадрилья (ОМРАЭ): июнь – сент. 1941 г. 25‑я ОМРАЭ: 1935–1938 гг. 29‑я ОРАЭ: июнь – сент. 1944 г. 43‑я ОМРАЭ: 1938 г. – сент. 1941 г. 44‑я ОМРАЭ: авг. – окт. 1941, март, июнь – сент. 1942 г., март – окт. 1943 г. 52‑я ночная бомбардировочная авиаэскадрилья: янв. – апр. 1942 г., янв. – март 1943 г. 85‑я ОМРАЭ сент. – окт. 1941 г. 17‑й отдельный транспортный авиаотряд: май – сент. 1944 г. 43‑й отдельный морской разведывательный авиаотряд: 1939 г. 16‑е отдельное авиазвено связи Управления ВВС: май – сент. 1944 г. 23‑е отдельное санитарное авиазвено Управления ВВС: май – сент. 1944 г.
После войны, с ноября 1946 года по июнь 1948 года, на базе аэродрома Гора-Валдай находилось управление недавно сформированной 19‑й минно-торпедной дивизии, затем переведённое в посёлок Лебяжье. А сухопутный аэродром Гора-Валдай, говорят, некоторое время использовался как база хранения самолётов.
На гидроавиабазе размещались склады ВВС ВМФ, а потом запасной командный пункт Балтийского флота (до 1990‑х годов). Здесь неплохо сохранилось старинное здание штаба, бетонный остов ангара, заваленный деревянными конструкциями, руины электроподстанции, разные хозяйственные постройки и старинные домики у КПП. В военном городке имеются старые казармы, столовая и камбуз. Кто бы мог подумать, что здесь, в подземных бункерах и надземных постройках, кипела жизнь ещё каких-то 20 лет назад.
Между берегом Финского залива и Горавалдайским озером проходит шоссейная дорога в Сосновый Бор. Если из Лебяжья ехать к озеру, по левую сторону дороги будет развилка, ведущая в военный городок, бывшую усадьбу Алютино и на гидроаэродром. Прямо от шоссе видны жилые дома и красивая краснокирпичная церковь Святой Живоначальной Троицы. Во время войны она служила хорошим ориентиром для лётчиков, правда, говорят, и мешала при взлёте. Но ни с дороги, ни от церкви гидроавиабазу не видно, она давно заросла деревьями, и никакого памятного знака там или указателя направления туда нет.
Мемориал «Балтийцам» расположен значительно дальше, за деревней Шепелево и сельским кладбищем, возле шоссе у съезда к Шепелевскому маяку. Надпись на памятнике гласит: «Здесь захоронены авиаторы и моряки КБФ, погибшие в боях за город Ленина в 1941-1944 гг.», на мемориальных досках указаны 724 человека. Среди них погибший 17 мая 1944 года экипаж в составе: командир звена 12‑го гвардейского пикировочно-бомбардировочного авиаполка герой советского союза Юрий Хрисанфович Косенко, штурман И.А.Шигаев и воздушный стрелок-радист А.А.Марухин. Но у них нет могил на земле, многим, здесь увековеченным, братской могилой стали студёные воды Финского залива.
В 2012 году рядом с памятником была установлена 37‑мм спаренная корабельная артустановка В‑11. Мемориал в Шепелево – один из крупнейших, где похоронены и увековечены морские авиаторы Балтийского флота. Другой мемориал находится в Борках, где был самый крупный аэродром Ораниенбаумского плацдарма. О нём мы расскажем в другой раз.


Г.Вабищевич, В.Журавлёв.

Газета "Балтийский луч" № 7 от 16 февраля 2018 года.

Окончание. Начало в № 48, 2017 г., № 1, № 5 и № 7 2018 г.

26.02.18 г., 14.30

 

Для размещения сообщений, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
Вернуться к списку публикаций

Забыли пароль
Зарегистрироваться

Вверх