Публикации
21 июля 2018

Аэродромы и мемориалы Ораниенбаумского плацдарма

Однако ситуация в морской авиации постепенно улучшалась, вместо тяжёлых морских бомбардировщиков поступали новые самолёты ДБ‑3 и СБ, а истребительная авиация перевооружалась на И‑16, И‑15 бис. Под них и строились новые аэродромы, хотя и с большим запозданием. Процесс перевооружения частей и оборудования новых аэродромов не закончился не только к советско-финляндской кампании, но и к началу Великой Отечественной войны. Тем более, что с ноября 1939 года до весны 1940 года часть авиации КБФ перебазировалась в Прибалтику, на местных аэродромах стало свободнее. Молодое пополнение лётного состава в основном прибывало из старейшего в стране Ейского авиационного училища имени Сталина, история которого начиналась как раз на берегах Невы и Финского залива.

Жить и воевать морским лётчикам пришлось в суровых условиях. На случай внезапного начала войны командиры соединений и отдельных частей имели «секретный пакет» с планом мобилизационного развёртывания. Начальнику военного гарнизона передавались в подчинение не только войсковые части, но и гражданские предприятия и учреждения на определённой территории. Первым делом следовало обеспечить оборону, наземную и противовоздушную, для чего на аэродромах разворачивались подразделения зенитной артиллерии, обеспечивалось регулярное дежурство экипажей в боеготовности № 1 и патрулирование в воздухе над охраняемыми объектами, усиливалась охрана. Планом предписывалось, где и какими силами следовало действовать, назначались цели, по которым придётся наносить удары после получения соответствующего приказа.
Можно себе представить, как тяжело и горько было авиаторам оставлять родные аэродромы и гарнизоны под натиском врага летом 1941 года. В прошлом остались не только мирные лётные будни, но возле каждого фронтового аэродрома появились свежие могилы погибших товарищей. Они погибли не зря, Ленинград устоял, и Ораниенбаумский плацдарм не сдался. Всю войну здесь действовали сухопутный аэродром Борки, гидроаэродром Гора-Валдай и рядом в Кронштадте – аэродром Бычье Поле.
При подготовке к полному снятию блокады в 1943 году возле Горавалдайского озера построили сухопутный Гора-Валдай, который был замаскирован так хорошо, что враг обнаружить его не сумел. В 1944 году морская авиация, сконцентрированная на Ораниенбаумском плацдарме, стала тем молотом, который в очередной раз пробил «окно в Европу».
На всех названных выше аэродромах в разное время размещались штабы соединений и частей морской авиации Балтийского флота или центрального подчинения (ВВС ВМФ). Кроме того, с 1948 по 1956 годы авиационные части ВМФ размещались в посёлке Лебяжье. В связи с глобальными преобразованиями армии и флота после 1956 года, многие авиационные части ВМФ подверглись расформированию или передаче в состав военно-воздушных сил Ленинградского военного округа. Процессы таких преобразований растянулись с 1956 до 1961 год. Ниже в маленьком очерке истории аэродрома Гора-Валдай приводится таблица, где перечислены части морской авиации, в разное время на нём базировавшиеся. Это не означает, что полк или отдельная эскадрилья там находились в указанное время целиком. Когда на счету был каждый самолёт, отряды и звенья одной авиационной части могли выполнять боевые задачи с разных аэродромов, иногда расположенных за десятки и сотни километров друг от друга. Однако обо всём по порядку.

Гидроаэродром Гора-Валдай 
Горавалдайское озеро расположено на южном берегу Финского залива в самом его узком месте. До финского берега тут всего 20 км – это 10 минут лёта на самом тихоходном самолёте времён Первой мировой войны. Неудивительно, что это место издавна обживалось русскими военными моряками. А построенные поблизости в 1911-1915 годах форт Серая Лошадь и восточнее форт Красная Горка входили в систему оборонительных укреплений Кронштадтской позиции крепости императора Петра Великого. В общем, место, знакомое авиаторам 100 лет в прямом и переносном смысле.
Сначала на берегах Горавалдайского озера был устроен передовой авиационный пост, куда с 1919 года направлялись 1-2 самолёта, экипажи которых производили воздушную разведку над Копорским заливом. По существовавшей нумерации этот 1‑й авиационный пост содержался вплоть до строительства гидроаэродрома постоянного базирования. А в тёплое время года здесь разворачивались летние лагеря для гидроавиачастей, в первую очередь – отряда из Ораниенбаума. На берегу озера были расчищены места под стоянки самолётов, рядом устанавливались палаточные городки для размещения личного состава.
В 1935-1936 годы горавалдайский лагерь использовали как место постоянного базирования новой 25‑й отдельной морской разведывательной авиационной эскадрильи (впоследствии 43‑й ОМРАЭ). На восточном берегу озера начали строить гидроавиабазу по всем правилам того времени, то есть с большим двухпролётным ангаром, обширными забетонированными стоянками, спусками к воде для самолётов и всей прочей инфраструктурой, занявшей около 2 кв. км. Стройка в основном была закончена за два года, и гидроаэродром вступил в строй к началу советско-финляндской войны. До недавнего времени ангар «циклопических», по сравнению с окружающими его деревьями, размеров (60 х 60 м2) стоял под крышей. Но несколько лет назад стропила обрушились и лежат теперь на бетонном полу, как чёрные рёбра огромного зверя.
Случилось так, что на горавалдайской авиабазе и в Борках во время Великой Отечественной войны была сосредоточена вся авиация Ораниенбаумского плацдарма. С аэродрома Гора-Валдай действовали разведчики многочисленных эскадрилий 15‑го отдельного разведывательного авиаполка (ОРАП), в составе которого находилась ораниенбаумская 18‑я отдельная морская разведывательная эскадрилья (ОМРАЭ). До осени 1943 года здесь базировались остатки ораниенбаумской и всей балтийской гидроавиации на МБР‑2. Поверхность озера зимой покрывалась льдом и представляла собой хорошую взлётно-посадочную площадку длиной около 3,5 км. На неё садились истребители прикрытия И‑16, И‑15 бис 11‑го истребительного авиаполка (ИАП) и ночные бомбардировщики У‑2 б 52‑й ночной бомбардировочной авиаэскадрильи (НБАЭ) на лыжном шасси.

Г.Вабищевич, В.Журавлёв.

Продолжение следует. 

Газета "Балтийский луч" № 6 от 9 февраля 2018 года. Начало - в № 48 2017 г., № 1 2018 г.

11.02.18 г., 21.25

Для размещения сообщений, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
Вернуться к списку публикаций

Забыли пароль
Зарегистрироваться

Вверх