Новости
21 сентября 2019

Где же ты, моя Сулико

В ответ на некорректные высказывания грузинских журналистов в адрес руководства РФ руководство запретило полёты в Грузию, а также намерено запретить и экспорт некоторых товаров из Грузии в Россию. Это уже привычная тактика нашей внешней политики. При этом ущерб для российской стороны от этих запретов уже составил несколько десятков миллионов рублей. Но бизнес в России вынужден терпеть такие меры, а обычные граждане привыкли не разделять два таких понятия, как госсистема и народ. Нашим доверчивым гражданам федеральные каналы с упорством внушают мысль, что в Грузию ехать нельзя из-за русофобских настроений, царящих в этой маленькой свободной стране. Но, как водится, запреты часто приводят к противоположному эффекту – очень уж захотелось поехать в Грузию, чтобы своими глазами увидеть все те ужасы, которыми пугают российских граждан. Ужасов, кстати, никаких не оказалось. По крайней мере, в Грузии.
Самым оптимальным маршрутом показался проезд через Владикавказ по живописной военной грузинской дороге. А вот до Владикавказа решено было лететь самолётом. Перелёт из Пулково до Москвы, пересадка в Москве и смена аэропорта, перелёт до Владикавказа. Далее автобусом через границу, грузинской военной дорогой – до Тбилиси. Такой вот сложный, замысловатый маршрут. Но вполне выполнимый. Радовать начали ещё отечественные авиаперевозчики. Если долго не летать российскими авиакомпаниями, то как-то быстро привыкаешь к хорошему. Аэрофлот удивил с первых же минут на борту самолёта. Поскольку время было утреннее, то пассажирам полагался завтрак. Заметим, что летим мы не лоукостом, а это значит, что в полёте вам гарантировано питание, в нашем случае – завтрак. Соответственно, никаких съестных припасов вы с собой не берёте, полагаясь, как минимум на два варианта завтрака, горячего. Оговорюсь, что это взгляд человека, летающего часто, но не российскими авиакомпаниями. Ещё лет восемь назад при перелёте из Питера в Москву в утренние часы пассажиров радовали хотя бы сэндвичем с ветчиной, сыром и зеленью, а также соком в индивидуальной упаковке плюс чай или кофе. Оно и понятно – лететь всего час с небольшим, с голода никто не погибнет. Но спустя годы сервис сильно изменился. Теперь аэрофлот предлагает на завтрак две печенюшки, зато количество сахара к чаю создаёт иллюзию богатого ассортимента – вам чай с сахаром? Спрашивают стюарты – один, два, три? Звучит так, как будто вам предлагают омаров или лобстеров на выбор. Ну или, как минимум, рыбу или курицу. Нет, нет, две печенюшки – это всё, чем вы реально располагаете. Второй момент – воздух в салоне должен быть обязательно кондиционированный, в противном случае, в герметичном салоне при полной посадке вы через несколько минут начнёте задыхаться. Здесь ситуация оказалась полностью подконтрольной соображениям экономии. И если у вас, не дай бог, есть какие-то хронические заболевания дыхательной системы, то дискомфорт вы начинаете испытывать минут на десять раньше остальных пассажиров. Вы вызываете бортпроводника и просите как-то исправить ситуацию, поскольку вам просто нечем дышать. Надо сказать, что бортпроводники аэрофлота вышколены, однако в их запредельной вежливости нет и намёка на реальное желание помочь пассажиру. Вам говорят, что тотчас сообщат о проблеме куда следует, и система кондиционирования будет незамедлительно приведена в исправность. О такой же незамедлительной готовности вам отрапортуют и тогда, когда вы попросите принести незапланированный стакан воды – в этом вам просто не имеют права отказать даже при перелёте на лоукосте, где питание на борту просто не предусмотрено. В обоих случаях вы получите не то, в чём нуждаетесь, а лишь очень вежливые заверения в том, что ваша просьба услышана. И лишь при повторном обращении к персоналу, уже в менее вежливых выражениях, появляется шанс, что воды вам всё-таки дадут, а кондиционер заработает нормально. По статистике, к агрессивным требованиям переходит лишь малая доля пассажиров самолёта, а значит, можно всего лишь не реагировать на первое обращение, чтобы сэкономить деньги авиакомпании. Это и есть примитивная стратегия авиакомпании. В итоге из неё вынуждены уходить грамотные пилоты просто потому, что безопасность перелёта и пассажиров нередко приносится в жертву соображениям экономии. Что, впрочем, происходит не только в авиации. И дело тут не в том, что российские специалисты хуже импортных, отнюдь. Всё дело в отсутствии конкуренции. Ведь если разобраться, то её, родимой, на этом рынке просто нет. Что мы имеем? Аэрофлот, «Россия», «Победа». Кто такие эти компании? Дочки-внучки всё того же аэрофлота. Конкуренции ноль, а значит, сервис можно не улучшать. Можно топать ножкой и стучать кулачком, результата всё равно не будет.
Вот для сравнения. Компания «Туркиш эйрлайнс», турецкий авиаперевозчик, славится своими низкими ценами на перелёты по многим континентам земного шара, вполне конкурирует с российскими авиалиниями в поле международных перевозок. При этом уровень сервиса даже сравнивать не приходится. В стандартный набор питания входит два вида горячего на выбор, салат из свежих овощей, сезонные фрукты, хлеб, масло, джем, десерт, соки, воды, алкогольные напитки и традиционные чай, кофе. О температуре воздуха в салоне самолёта пассажирам даже не приходится задумываться, поскольку она всегда поддерживается на комфортном уровне. Кроме всех вышеперечисленных благ, при долгой стыковке вас ожидает приятный бонус – бесплатный ночлег в пятизвёздочной гостинице или бесплатная экскурсия по Стамбулу. Почувствуйте разницу, что называется. И боже упаси, это не реклама туркиш.  Сравните, на какой уровень сервиса за те же деньги вы можете рассчитывать. И ещё о том, какие чудеса творит здоровая конкуренция, о которой даже мечтать не приходится.
Но вернёмся к Грузии. А точнее, мы оказались на подступах к Грузии со стороны Владикавказа. Надо сказать, что бытовая ситуация уже здесь в корне отличается от столичных регионов. Если в Москве вы заплатите 500 рублей за то, чтобы добраться от аэропорта до города на аэроэкспрессе (время в пути 40 минут) и ещё столько же, чтобы доехать до другого аэропорта, то из Владикавказа до Тбилиси через российско-грузинскую границу и далее по военной грузинской дороге вы за 5-6 часов пути заплатите 700 рублей. Продукты даже в сетевых магазинах Владикавказа будут вкусными, натуральными и на порядок дешевле, чем в Питере. А как оборотная сторона медали – ужасные дороги и отсутствие таких привычных вещей, как бесплатный интернет.
Но Грузия радует другим. Здесь бесплатный вайфай раздаётся чуть ли не на автобусных остановках, по крайней мере, в Тилиси. Здесь, как во многих странах скандинавской Европы, прямо на улицах, через каждые десять метров, установлены  урны-пепельницы для курильщиков, хотя внутри заведений общепита курение запрещено. Это страна, победившая коррупцию очень простым и недорогим способом. Служба ГАИ, например, однажды была упразднена, весь личный состав неумолимо уволен, а взамен создана патрульная служба из новых, молодых кадров, которые работают под камерами, закреплёнными на форменной одежде. Эти камеры действуют непрерывно всё время дежурства и могут быть просмотрены не только в реальном времени, но и в виде архивных видеофайлов. В таких условиях, при всём желании, невозможно дать или принять взятку. Тбилисское отделение внутренних дел, например, выполнено целиком из стекла и сделано это с той же целью – абсолютная прозрачность, которая исключает мздоимство, договорённости и подковёрные игры. И несмотря на всю грузинскую любовь к быстрой езде, приходится помнить об ответственности. В целом, согласитесь, это такой простой и дешёвый способ избавиться от коррупции, что просто диву даёшься, почему его же нельзя применить в других странах, где на безуспешную борьбу с коррупцией бросают все отечественные силы на протяжении десятилетий.
О русофобских настроениях тут и речи нет, скорее, наблюдается определённая тоска по временам, когда все народы жили одной семьёй. Здесь помнят о временах Великой Отечественной войны и многонациональном братстве. Здесь различают режим и народ и всегда рады русским гостям. В это иногда даже трудно поверить, поскольку мы такие разные, и сравнение не всегда в нашу пользу.
Говорить о Грузии можно долго и всегда это будет что-то новое и неожиданное для современных российских реалий. Красоты этой страны, её гостеприимство, бесконечно вкусная кухня и, конечно, знаменитые грузинские вина, которых нас хотят лишить, наряду с минеральными водами. Но поскольку нельзя объять необъятное, то приходится ставить точку в надежде на продолжение.

 

К.Ивановский. Фото автора.

Газета "Балтийский луч" № 32 от 9 августа 2019 года. 


 

Для размещения сообщений, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
Вернуться к списку новостей
«Сентябрь 2019»
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30

Погода

Яндекс.Погода

Объявления

ПРОДАЮ Новый дом из северного бревна, без отделки, площадью 102 кв. м. Земля - 4,3 сотки в садоводстве 300 м. от ж/д станции Пушкин. Цена 4950000 руб.

Тел. 8-921-751-39-22, Андрей Анатольевич.

Все объявления
Госуслуги Ленинградской области
Администрация Ленинградской областиГосуслуги Ленинградской области
Яндекс.Метрика

Забыли пароль
Зарегистрироваться

Вверх