Архив новостей
22 июня 2018

В предвкушении открытия

Как сказала во вступительном слове директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая, реставрация дворца Петра III длилась ровно два года: «То, что сделано, это действительно чудо из чудес, потому что это подлинное, это аутентичное, эта та самая уникальная ситуация, когда ораниенбаумские дворцы в отличие от петергофских не пострадали во время Великой Отечественной войны благодаря защитникам Ораниенбаумского «пятачка».
По словам главного архитектора ГМЗ «Петергоф» Сергея Павлова, дворец Петра III является одним из немногих объектов, а точнее, трёх в стиле рококо на территории Российской Федерации. Этот дворец – единственная сохранившаяся до наших дней постройка крепости Петерштадт, которую итальянский архитектор Антонио Ринальди задумал как павильон для отдыха. Два года дворец Петра III был закрыт для посетителей. Специалисты признались, что во время реставрации обнаружили много сюрпризов. Один из них – живописный плафон Картинного зала, считавшийся утраченным. Он был заклеен, и там висела люстра. В кабинете Петра Фёдоровича под поздней обивкой стен реставраторы обнаружили панно.
В ходе реставрации в интерьеры кабинета и спальни возвращена живопись художника Ганса Шмидта, выполненная специально для дворца в 1880‑х годах в Веймаре. Более шестидесяти лет уникальная живопись хранилась в запасниках музея. Во время реставрации дворца в 1950‑х годах живопись молодого немецкого художника была признана чуть ли не ремесленной, не представляющей культурной ценности. Но надо отдать должное музейным работникам того времени – они аккуратно отправили на хранение эти полотна. Мастерами художественно-реставрационной группы «Арт-студия» проделана сложнейшая работа по консервации и реставрации картин. В Картинном зале отреставрированы картины шпалерной развески – образец живописной коллекции Петра III. В ниши на фасаде вернутся два бюста.
Установить первоначальный облик дворца для художников‑реставраторов было непростой задачей. Помимо того, что в XVIII веке дворец был резиденцией Петра третьего, в XIX веке он был перестроен в герцогский охотничий домик, когда владельцами Ораниенбаума (Ломоносова) были Мекленбург-Стрелицкие. После завершения реставрационных работ взору посетителей откроются обновлённые интерьеры, удивительно сочетающие отделку двух веков. Комплексная реставрация памятника, проведённая силами «Петербургской реставрационной компании», возвращает в культурное пространство Петербурга один из шедевров европейской парковой архитектуры и помогает лучше понять загадочную личность Петра третьего. Официальное открытие для посетителей дворца Петра III после реставрации планируется на 24 мая этого года.
Для представителей СМИ в день пресс-тура было также организовано посещение Китайского дворца, 250‑летие которого будет отмечаться в июле текущего года. К этой юбилейной дате приурочено открытие после реставрации ещё трёх интерьеров любимого домика Екатерины II – Штофной опочивальни, Будуара и Кабинета Павла.
Как рассказала журналистам хранитель Китайского дворца Татьяна Сясина, на данный момент в музее завершаются работы по реставрации высокохудожественной живописной отделки восточной половины дворца. В Штофной опочивальне на свои исторические места возвращены декоративные живописные панно, выполненные художниками И.Келером и Л.Фрикке. В 1950‑х годах они были демонтированы, и всё это время хранились натянутыми на огромные валы. Художникам-реставраторам «Петербургской реставрационной компании» пришлось произвести сложнейшие кон-сервационно-реставрацион-ные работы. В Штофной опочивальне под восемью слоями масляной краски удалось расчистить первоначальный декор панелей, который был во времена Екатерины второй. Стены алькова в Штофной опочивальне будут обиты шёлком по образцу ткани, который был взят в 1960‑х годах в фондах шёлка в Эрмитаже и воссоздан в институте шёлка. Исторический штоф XVIII века не сохранился.
Несомненным украшением кабинета Павла, выполненного в стиле шинуазри (от французского «китайщина») станут отреставрированные уникальные китайские мраморные и деревянные панно. В Будуаре гости дворца смогут увидеть расписанные Серафино Бароцци деревянные панели Орехового покоя императрицы Екатерины II.
Китайский дворец считается единственным в России памятником архитектуры в стиле рококо. Несмотря на значительные изменения в планировке здания в XIX веке, дворец сохранил большую часть своего подлинного убранства, потому что Ораниенбаум – единственный из пригородных дворцово‑парковых ансамблей Петербурга, который не был оккупирован в годы Великой Отечественной войны. И сегодня, в XXI веке, благодаря мастерству реставраторов мы можем любоваться шедеврами XVIII и XIX веков практически в оригинале.
Реставрация Китайского дворца началась в 2009 году при поддержке компании «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» после вхождения дворцово‑паркового ансамбля в состав государственного-музея-заповедника «Петергоф». Первый этап завершился в 2011 году, тогда были воссозданы Большая Антикамера, зал Муз, Голубая гостиная и Стеклярусный кабинет.
Пятого июля этого года пройдут мероприятия по случаю празднования 250‑летнего юбилея Китайского дворца. Взору посетителей будут представлены десять из семнадцати интерьеров дворца, в числе которых отреставрированные комнаты восточной анфилады, принадлежавшие сыну и наследнику Екатерины Павлу Петровичу.

И.Громова.
Фото автора.

Газета "Балтийский луч" № 16 от 20 апреля.

Для размещения сообщений, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
Вернуться к списку новостей

Забыли пароль
Зарегистрироваться

Вверх