Наш край
14 декабря 2018

От Большой Ижоры до Лебяжья. Красная Горка

Ближе к центру посёлка, в одной из хозяйственных построек, действует необычный частный музей славянского быта. Он был создан местным жителем Петром Дубойским. Экспозиция посвящена условиям жизни и быта русских, белорусов и украинцев и состоит из более чем пятидесяти экспонатов, многие из которых – самодельная имитация предметов старой материальной культуры. В основном это орудия труда и домашняя утварь. Здесь можно увидеть деревянную соху, цеп для обмолота зерна, жернова для помола муки, пресс для добычи растительного масла, ткацкий станок и прялку, утюг на углях, коромысло, керосиновую лампу, острогу для ловли рыбы и даже... фомку середины XVII столетия. Все экспонаты в рабочем состоянии.

Если от бывшего лоцманского собрания пойти на юг, за Приморскую улицу, то можно попасть на старое кладбище лоцманов. Рядом с погостом встретится старинный колодец. Чуть в отдалении стоит каменный храм святого Николая мирликийского чудотворца, удивительное сооружение, сочетающее в себе элементы русского стиля и модерна. Церковь, ныне действующая, была построена в 1912 году по проекту епархиального архитектора Н.Никонова. В Лебяжье имеется ещё одна церковь – новая деревянная, во имя иконы божией матери «Взыскание погибших». Она расположена в юго-западной части посёлка, на кладбище бывшей деревни Риголово, и открыта только в выходные дни.
Начав путь от вокзала, вы проходите улицу Степаняна до конца и затем поворачиваете налево, на улицу Мира. Последняя тянется вдоль берега Финского залива к форту Красная Горка. Западная часть Лебяжья известна под названием Старой Красной Горки. Здесь сохранился ряд старинных деревянных домов XIX-начала XX столетий, имеется маяк. Обрывистый и весьма живописный берег залива служит удобным местом гнездования ласточек-береговушек. В Старой Красной Горке, на территории бывшего питомника, растёт около сорока кедровых деревьев.
Раньше в лесах около Лебяжья было великое множество лосей. Сохатые запросто подходили прямо к дачам. И сейчас лесных великанов можно встретить в лесу.
Слева от Моховой улицы к югу от железнодорожной станции на запасных путях до недавнего времени находился так называемый паровозный отстойник, где стояли отслужившие свой срок краснозвёздные паровозы. Сейчас отстойник закрыт, а подвижной состав перевезён в музей железнодорожной техники на бывшем Варшавском вокзале Петербурга.
На окраине посёлка Мохова улица разделяется на две дороги. В юго-западном направлении идёт дорога к шоссе Коваши – Сосновый Бор. В юго-восточном направлении дорога тянется через грибные и ягодные леса к берегам реки Коваши и далее к месту, где стояли усадьба М.Ломоносова Усть-Рудица и основанная им фабрика по производству мозаичного стекла – смальты.
В этом направлении посреди леса можно увидеть детский дошкольный городок и бывший военный посёлок Пульман. Это край полуобвалившихся окопов и дотов времён обороны Ораниенбаумского плацдарма, бывших ракетных позиций ПВО Ленинграда. За Пульманом у дороги – братская могила моряков-балтийцев, павших при обороне Ораниенбаумского плацдарма. В том месте, где дорога выходит в среднем течении к пойме большой и красивой реки Коваши, стоит дом лесника. Места здесь очень красивые. Неподалёку от дома через стремительно текущую реку перекинут узкий висячий мост.
Вверх по течению реки и южнее по дороге на Усть-Рудицу имеется бетонный мост. Он ведёт к бывшей воинской части и называется в народе Ракетным. От моста начинается путь через чащобы и непролазные болота к берегам крупного озера Лубенское – месту стоянки перелётных водоплавающих птиц.
Усть-Рудица, памятное для русской истории и науки место, находится в месте слияния рек Лопухинка, в старину Рудица, и Чёрная в реку Коваши.
Путешествовать в сторону Пульмана и Усть-Рудицы со стороны Лебяжья можно на автомобиле повышенной проходимости, дорога в конце сверхгрязная, велосипеде, скутере или пешком. Грунтовка от Лебяжья до Пульмана проходимая, однако участок дороги от Ракетного моста до места слияния рек Лопухинка и Чёрная можно проехать только на тракторе.
За станцией Лебяжье на северо-запад от основной линии (на Калище – Усть-Лугу) отходит короткий однопутный отрезок, с 2010 года для пассажирского движения не используемый, с двумя бывшими остановочными пунктами: платформой Красная Горка и конечной станцией Краснофлотск. Рядом с последней находится легендарный форт Красная Горка, сыгравший в беспокойном XX столетии огромную роль в деле защиты Петербурга – Петрограда – Ленинграда с моря и с суши.
Местность, известная под названием Красной Горки, расположена в сосновых борах, на редком по красоте высоком берегу Финского залива. Отсюда до Санкт-Петербурга – примерно 70 километров.
«Деревня на Красных Горах на Лебединке на Лебяжьей» подробно описывается в переписной книге 1539 года, составленной дьяком Иншей Булгаковым. По меркам средних веков поселение это являлось почти городом – около 100 дворов, «знатные палаты боярские», двор дьяка, приезжий двор. Такое нетипичное для наших широт многолюдство объясняется просто: местные жители испокон веков занимались железоделательным промыслом, добывая болотную и речную руду и выплавляя её затем в примитивных домницах и печах. В Красной Горке того времени переписью зафиксированы 63 домницы и 75 печей – целый металлургический комбинат!
В старину на территории современной Ленинградской области немногочисленные центры производства железа располагались в местах, богатых природной рудой. В этом смысле название местности Красная Горка происходит не от древнерусского «красное» в смысле «красивое» (хотя, конечно, в привлекательности этому краю никак не откажешь), но от цвета местных почв, богатых окислами железа.
…Тяжёл был труд средневековых металлургов. Работа продолжалась от рассвета до заката. Одни добывали руду, другие жгли уголь, нагнетали в домницы воздух с помощью ручных мехов. Затем руду засыпали в горн вперемешку с древесным углём. Железо, порог плавления которого составляет 1530 градусов, тогда не плавили, а выпекали при температуре до 900 градусов. После завершения процесса в поддоне горна оставались спёкшиеся между собой железные зёрна. Они-то потом и шли в конечное производство – на ковку оружия, изготовление различной хозяйственной утвари и т.д.
Куполообразные домницы Красной Горки были сложены из необожжённого кирпича. Чтобы вынуть железо, всё сооружение беспощадно ломали и затем строили новое. Любознательным экскурсантам и дачникам часто случается находить в окрестностях Красной Горки оплавленный и почерневший с одной стороны кирпич и заросшие глиняные карьеры.
В допромышленную эпоху Красная Горка, стоявшая на пересечении удобных водных и сухопутных дорог, процветала. Помешать росту благосостояния местных жителей не могли даже многочисленные войны и локальные стычки – ведь оружейное железо требовалось всем.


Из книги А.Сырова 
«Забытые достопримечательности южного берега Финского залива».
Продолжение следует.

9.11.17 г., 10.00

Для размещения сообщений, вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.
Вернуться к списку публикаций

Забыли пароль
Зарегистрироваться

Вверх